История храма Святого Николая Чудотворца в Великом Устюге

История храма

Под омофором Святителя Николая.
История прихода, часовни и деревни Новое Кузьминское.

Деревня Новое Кузьминское находится на красивейшем высоком (коренном) берегу реки Лузы, которая прихотливо несет свои воды среди лесов, полей и лугов древней окраины земли русской.

Русские люди полюбили величавую, несколько суровую северную красоту здешней Божественной природы и поселились в этих благодатных местах с незапамятных времен. О чем говорят пытливому уму названия деревень, урочищ, рек и озер.

Деревня Новое Кузьминское находится на высоком холме, откуда открывается прекрасные панорамные виды на три стороны света. Старики говорили, что от часовни Святителя Николая, если залезть на высоту, видны храмы близлежащих приходов Покровского, Ивановского и, разумеется, Всехсвятского. Потому Кузьминское стала своеобразным географическим центром правобережной Лузской стороны от храма Святители Николая до самого устья реки Лузы.

Доподлинно известно, что церкви Всехсвятского прихода уже были в первой трети XVII века, а, значит, окружающие деревни появились еще раньше. Мы предполагаем, что заселение округи произошло примерно во второй половине — последней трети XVI века.

Если судить по археологическим данным, то это были крестьяне, свободные землепашцы, выходцы из Ростово-Суздальских земель. А названия деревень наталкивают на мысль, что основателями были русские выходцы с востока Белорусских земель и Смоленщины.

Это не удивительно, так как путь русских людей на окраину Руси через волоки проходил по реке Юг, которая несет свои воды практически по азимуту Юг-Север. В нее впадает почти перпендикулярно с востока река Луза, которая через волоки, увалы, «уральскую» водную систему уводит первопроходца и исследователя к Уралу-батюшке.

С другой стороны с востока от Урала пришли в Европу и заселили обширные таежные леса представители финно-угорских племен, коми-зыряне и коми-пермяки, которые образовали на реке Сысоле Великую Пермь. Зыряне (лузскаяпермца) освоили и притоки, и верховье реки Лузы и здесь на Лузе столкнулись с русской цивилизацией.

Что привлекло первопоселенцев, кроме красивой природы? Безусловно, богатые разнотравьем луга, пригодная для пахоты земля в поймах рек и прекрасный климат, на который оказывало большое и несомненное влияние обширные сосновые боры по берегам Лузы. Здесь и замечательная рыбная ловля, и леса, полные грибов и ягод.

Все хорошо, да невозможно православному человеку, крестьянину, то есть христианину быть без Бога, без храма. Поэтому, после появления деревень, после освоения новых земель практически сразу же в течение первых двадцати-тридцати лет на вновь освоенных землях-новинах появились и первые православные приходы на берегах рек.

Крестьяне обращались к правящему архиерею, в данном случае к Ростовскому митрополиту, с просьбой послать попа, что, мол, «дети остаются некрещенными, браки невенчанными, спасения души нету».

К слову, отметим, что такие дальние от митрополии поселения поначалу окормлялись священниками миссионерами, которые обходя, объезжая новые земли, новые поселения, месяцами, даже годами не могли возвратиться в метрополию.

Приход Всехсвятский

Приход Всехсвятский был основан на левом берегу Лузы, где в обширной долине, пригодной для земледелия и скотоводства (на Всехсвятском лугу), обосновались первые люди, появилось множество деревень и выселков.

Все же многие люди поселились на Кузьминское горе, где также были благоприятные места для поселения, но и, что немаловажно, красивая окрестность. Как видно из названия деревни, первооснователем был некий свободный хлебопашец (черносошный крестьянин) Кузьма. Интересно, что до революции Кузьминская или Кузьминская выставка официально именовалась Косьминской. Разумеется, здесь ошибки нет.

При святом крещении основателю деревни дали имя Косма в честь весьма чтимых греческих святых бессеребреников и целителей (врачей) Космы и Дамиана Ассийских. Обширное житие святых очень поучительно и интересно.

Даром получили они благодать врачевства и исцелений от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессеребрениками и чудотворцами.

Не только на людей простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами

Особо отметим, что именно поэтому эти святые пользовались особой молитвенной любовию русских крестьян, так как скот в то время был основой материального существования любого хозяйства и достатка любой крестьянской семьи.

В память о них ежегодно празднуется православной церковью 1(14) ноября.

Отмечу, что все же престольный праздник деревни должно праздновать не только в дни памяти святителя Николая, но и в день памяти Космы и Дамиана. К примеру, день праздник города Архангельска вновь возрожден и празднуется в день памяти Святаго Архангела Михаила.

Старики говорили, что от часовни Святителя Николая, если залезть на высоту, видны храмы близлежащих приходов: Покровского, Ивановского и, разумеется, Всехсвятского. Потому Кузьминское стала своеобразным географическим центром правобережной Лузской стороны от храма Святители Николая до самого устья реки Лузы, где неподалеку располагалась Ивановская Иоанно-Богословская церковь.

Но вскоре была срублена и деревянная часовня. Дело в том, что Косминская из-за своего местоположения быстро стала центром округи. Об этом говорит и количество крестьянских дворов накануне революции – 26. Это достаточно много для места отдаленного от уездного центра, Великого Устюга.

Привлекало других поселенцев и то, что здесь появилась часовня. Вокруг Кузьминской сложился куст деревень, например, в Палемской волости Горяево, Демидово, Куракино, Конково, Команево. В Трегубовской волости: Слободка, Рожково, Сигово, Починок, Усов Починок, Пашио, Клыково, Гаврино. Часовня была необходима, так как Всехсвятский приход оказался за рекой Лузой, в дни ледостава и половодья храм становился недоступен.

Часовню решили назвать в честь Святителя Николая чудотворца. С одной стороны, он является одним из самых чтимым святых на Русской земле, а с другой, во Всехсвятском приходе до 1774 года в деревне Спасская (на частной земле) находилась деревянная церковь в честь Святителя Николая Чудотворца.

За время существования деревянной часовни на правом берегу Лузы она несколько раз возводилась заново из-за ветхости. В первой трети XIX часовня оставалась еще деревянной, но прихожане уже начали ставить вопрос о возведении часовни или даже небольшой церкви в каменном исполнении.

Ближайшие церки:

  • Орловская Всехсвятская в 7 верстах;
  • Чучерская Покровская в 8 верстах;
  • Орловская Троицкая в 17 верстах;
  • Орловская Успенская в 19 верстах;
  • Ивановская Иоанно-Богословская в 23 верстах.

В крайнем случае прихожане Всехсвятского прихода могли обращаться за помощью в Покровский Чучерский приход (д. Покрово), что располагался по Лальскому тракту. Кстати, железнодорожная станция Луза находилась от Кузьминской в 39 верстах.

Необходимо отметить, что Всехсвятский приход не только один из старейших сельских приходов, но еще и имеет примечательные страницы своей истории. Например, две церкви на Всехсвятском погосте упоминаются в Устюжской писцовой книге за 1623-1624 год: «В Орловской волости погост Всехсвятский».

Более того, в Смутное время, а именно в 1613 году приход стал известен, благодаря мужественным действиям настоятеля Всехсвятского храма, священника Григория, который распространил патриотическое воззвание, призывающее на борьбу с поляками «Послание к боярину Михаилу Александровичу и ко всему народу».

Деревянные храмы часто горели от неосторожности или от действий стихии. Например, Всехсвятская церковь сгорела от молнии в 1726 году, и на ее месте всем миром решили построить новый уже каменный храм. Строительство начали с устройства кирпичного завода. Средств не хватало, и строительство всего храмового комплекса растянулось на десятилетия, а служить начали в маленьком одноэтажном храме, возведенном достаточно быстро в 1731 году.

Остановимся поподробнее на устройстве нашей церкви Всехсвятской, так как это все же был приходской храм, в котором венчались, крестились и отпевали тела православных христиан, жителей близлежащей округи. Как видим из названия, храм, а точнее храмовый комплекс, назывался по имени праздника, в честь которого был освящен главный престол во имя Всех православных Святых. Стоит упомянуть об этом замечательном празднике, ибо сегодня о нем мало известно современному человеку.

Прежде всего, этот день-праздник всех небесных покровителей православных людей, проще говоря, в этот день празднуются именины всех людей, так как имя человека – это имя святого небесного заступника(День Ангела). Таким образом – замечательный праздник Всех Святых – это День Ангела всех крещенных людей. Вот такой был когда-то прекрасный праздник у всех жителей нижнего течения реки Лузы.

История его довольно проста. Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. В древности также в различных церквях праздновали память Всех святых 22 января и 16 апреля.

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы, окончательно помещают праздник в честь Всех Святых на первое воскресение после Пятидесятницы (Пресвятой Троицы). Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение Всем Святым (как канонизированным, так и оставшимся неизвестным Церкви), Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати.

Неделя Всех Святых (также Петровское заговенье) у православных и День Всех Святых у католиков — христианский праздник, день памяти всех святых. В православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы, а у католиков — на 1 ноября. Интересно, что существует греческое и балканское мужское имя в честь этого праздника – Панайот, а русская фамилия Панайотов.

Сам термин «Все святые» близок к термину «Церковь Торжествующая» и потому охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.

Здание церкви Всех Святых накануне октябрьского большевистского переворота 1917 года представляло собой храмовый комплекс из трех храмов и колокольни. На первом этаже располагалась главная Всехсвятская церковь, на втором этаже, где служили только летом, престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня.

Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, по церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

C VII века с этим днем стали совмещать воспоминание о возвращении Животворящего Креста Господня из Персии греческим императором Ираклием (629).

Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращенного из Персии, предстоятель (священник), чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Третьим, во Всехсвятской церкви, стал придельный храм во имя Святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского. Он был построен в 1861 году и освящен в 1864 году по благословению Христофора, епископа вологодского и великоустюжского.

Святитель Модест, архиепископ Иерусалимский, родился в Севастии Каппадокийской (Малая Азия) в христианской семье.

С юных лет он почувствовал влечение к строгой иноческой жизни и принял монашеский постриг.

В то время на Сирию и Палестину (614) напали войска персидского царя. Иерусалимский Патриарх Захария и множество христиан вместе с Крестом Господним были взяты в плен. Святой Модест стал местоблюстителем патриаршего престола и с помощью Александрийского Патриарха Иоанна Милостивого восстановил разрушенные христианские святыни, в том числе храм Гроба Господня.

Через 14 лет возвратился из плена с Крестом Господним Патриарх Захария. После его кончины святой Модест 95-летним был поставлен Патриархом Иерусалимским. Святитель Модест скончался в 634 году. Память его празднуется 18 (31) декабря.

Как видим, здесь интересно совместились в двух престольных праздниках, связанных между собой: житие Святителя Модеста и праздник Воздвижения Креста Господня.

Нельзя не сказать, что сравнительно неподалеку от деревни Кузьминской, вверх по реке Луза, в деревне Степшинской Викторовской волости Великоустюжского уезда родился известный архимандрит Модест (Андрей Александрович Мелентьев) (1915-1990). А совсем рядом в 6 километрах, в деревне Заречье, Покровского Чучерском прихода родился митрофорный протоиерей Стефан Сурначев (1930-2011).

Благочестивые жители деревни Кузьминское вплоть до начала XX века радели о своей деревянной часовне, мечтали, чтобы возвести ее в каменном исполнении и, наконец, мечта их осуществилась.

Как рассказывала мне лично местная жительница Лидия Благорожева в 1995 году:"В начале XX века деревянная часовня стала очень ветхой, при этом она была очень маленькой, а число жителей правобережья Лузы особенно в конце XIX века значительно выросло, рождалось много детей, семьи были большими."

Ради крещения и других треб жителям правобережья всегда было неудобно ездить за реку, за семь километров. Тогда было составлено прошение епархиальному начальству, и собраны подписи, чтобы разрешили выстроить новую, большего размера часовню в каменном исполнении. При чем предусматривалась бы возможность служения там полноценных богослужений.

Удивительно, что такое разрешение было получено, так как формально храм числился часовней, а на деле это была полноценная церковь с алтарем. Церковное начальство понимало, что все равно при многочисленности населения Всехсвятского прихода на другой стороне реки потребуется церковь.

Уникальность ситуации была еще и в том, что так исторически сложилось, что это был один из самых больших приходов не только в 4-ом благочинии, но и во всем Великоустюгском уезде. Такая ситуация привела к тому, что в 1901 году по решению епархиального церковь Всех Святых стала одной из редких сельских церквей, где была учреждена вторая должность священника. Второй священник как раз стал отвечать за часть прихода, располагавшегося на правом берегу Лузы. Разумеется, центром правобережья стала деревня Луза. Вторым священником стал Леонид Миловидов, молодой, но умный, образованный и ревностный пастырь.

Бабушка Лидия Благорожева (из деревни Кузьминской) с большой любовию и уважением вспоминала о нем. Она рассказывала, разумеется, о двадцатых-тридцатых годах XX века. Она помнила, как батюшка Леонид приезжал в деревню, как ходил вместе с крестьянами на поля освещать посевы и убирать урожай. Как он по домам служил Рождественские и Пасхальные молебны, как он в Никольском храме служил престольные праздники Святителя Николая весной 22 мая и зимой 19 декабря.

Я спрашивал, служил ли он в храме полноценные службы, так как до 1917 года храм числился часовней. Она утвердительно ответила, что батюшка Леонид служил и обедню, и исповедовал и причащал верущих в Никольском храме. Хотя документов не сохранилось (или пока не найдено), но эти сведения очень ценны и проливают свет на ситуацию о Всехсвятском приходе во время безбожной советской власти.

В великоустюгском архиве сохранился уникальный отчет от 1918 года священника Иллария, служившего в Пеганове. Он был назначен благочинным 4-го благочиннического округа Великоустюгского уезда в 1917 году. Он описывает состояние дел, церквей и пасты в 1918 году. Там есть сведения и о Всехсвятской церкви. Мы узнаем, что первый священник Николай Смелков был арестован в 1918 году за антисоветскую агитацию и пропаганду.

Оказывается, новые власти приняли решение не только лишить приходы наделов земли, но и забрать все приходское зерно урожая 1918 года, в том числе и посевное. Собрание прихожан во главе со старостой обратилось к властям с просьбой не забирать зерно, так как это основа существования семей духовенства и церковнослужителей.

Ответом властей стал карательный отряд, который арестовал первого священника (настоятеля), старосту и выгреб все зерно.

Благо, что отец Николай сразу не был расстрелян, как это произошло со священником на соседнем Васильевском Шасском приходе по реке Юг.

Таким образом, мы узнаем, что в 1918 году священник Леонид Миловидов остался один и принял на себя весь груз приходской жизни в условиях репрессивного давления атеистической власти. Вот почему бабушка Лидия Благорожева хорошо помнила отца Леонида, но практически ничего не помнила об отце Николае¸ хотя слыхала о нем. Судьбы обоих священников пока неизвестны, требуется целенаправленный поиск.

Между священниками существовало разделение не только по деревням для исполнения треб и оформления прихожан, но и в деле просвещения крестьян. Интересно, что в деревне Кузьминское в 1909-1910 годах строилась не только часовня-церковь, но и земская школа. Бабушка Лидия хорошо помнила и ее, и радость крестьян после открытия школы и церкви в их деревне. Крестьяне мечтали о новой светлой жизни для своих детей…

Школу также рубили всем миром и поставили неподалеку от церкви. Хотя она была одноэтажная, но получилась красивая, просторная и светлая. Закон Божий в школе преподавал отец Леонид Миловидов, а светские предметы-молоденькие учительницы, выпускницы Великоустюгской гимназии. При советской власти школу назвали советской и в тридцатые годы перестроили.

После войны, когда население резко пошло на убыль, Кузьминскую школу разобрали и перевезли в центр сельсовета на Кривую Березу. Впрочем вскоре ликвидировали и сельсовет. Оставшиеся кузьминские дети стали пешком ходить в центральную усадьбу.

Во время хрущевских реорганизаций и брежневской политики неперспективных деревень когда-то благодатный край захирел. Молодежь стала уезжать в города. Отдаленность от центров сыграла все же положительную роль для Кузьминской Никольской часовни-церкви. После войны, когда строили Усть-Алексеевский льнозавод, власти приказали разобрать на кирпич Всехсвятскую церковь. Местные жители левобережья Лузы (в основном молодые, расхристанные комсомольцы) довершили начатое варварство и разобрали остатки на печи для своих домов и бань. Щебенью от церкви сыпали даже на дороги…

Жители же Кузьминской не позволили разобрать свою часовню, да и память о ее возведении всем миром была жива. По воспоминаниям старожилов матери говорили своим сыновьям, что проклянут того, кто возьмет хотя бы один церковный кирпичик. В последние годы в Никольской часовне-церкви был устроен колхозный, а затем совхозный склад. Здесь хранили конскую упряжь и другие части гужевого транспорта.

Таким образом, часовня дожила до освобождения от пут атеистического плена, в сравнительной целости и сохранности до 1989 года. Мне удалось уточнить, когда я побывал здесь и описал виденное в 1994-1995 годах. В часовне еще хранилось некоторое имущество местного фермера, но он за зданием не следил, двери не было. Ее удалось найти неподалеку и приставить к стене…

Сегодня Храм святого Николая Мирликийского Чудотворца переживает второе рождение: предприниматель из Москвы решил ее восстановить. Проведены большие работы. Живопись по его заказу полностью восстановили и отреставрировали недостающие фрагменты иконописцы из Великого Устюга Олег и Елена Цепенниковы.